Вопросы-ответы

1. Как будут пересмотрены таможенные пошлины на промышленные товары, массово производящиеся в России?

Одним из обязательств России в связи со вступлением в ВТО является:

понижение средних ставок ввозных таможенных пошлин с 10% до 7,8% (на промышленные товары с 9,5% до 7,3%, на химикаты - с 6,5% до 5,2%, на автомобили – с 15,5% до 12,0%, на электрические машины - с 8,4% до 6,2%).

Перечень товарных позиций, по которым будут снижены ставки таможенных пошлин в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО), появится в мае текущего года. Новые ставки таможенных пошлин должны вступить в действие по истечении 30 дней с момента ратификации Россией соглашения о вступлении в ВТО. В результате в текущем году уровень тарифной защиты в среднем снизится до 7,5-7,8% по сравнению с 10% по итогам прошлого года.

2. Будет ли упразднена ввозная пошлина Евросоюза при вхождении России в ВТО?

По разным группам товаров предусмотрены переходные периоды от 1 года до 7 лет. В течение 7 лет пошлины на промтовары снизятся в среднем с 11,1 % до 8,2%. Таможенные пошлины на потребительские товары, массово производящиеся в России, практически не снизятся (за исключением автомобилей и обуви). В то же время, будут отменены пошлины на компьютеры и элементную базу, снижены пошлины на бытовую электронику и электротехнику, лекарства, технологическое и научное оборудование.

3. Кто имеет право на подготовку заявлений по защитным мерам в отношении импортируемых товаров?

Заявление на проведение исследований может подаваться
отраслью национальной экономики, под которой понимается совокупность отечественных производителей, выпускающих большую часть национального производства товаров, подобных импортируемому товару или прямо конкурирующих с ним.

На практике часто это делают:

- ассоциации производителей (заявитель - производитель либо объединение производителей,  доля которых в общем объеме производства в Таможенном Союзе составляет существенную часть, но не менее 25 процентов);

-  правительство импортирующей страны.

4. В какой федеральный орган Российской Федерации или Таможенного Союза необходимо направлять Заявление по защитным мерам в отношении импортируемых товаров? Сроки рассмотрения заявлений и принятия решений.

В настоящее время все расследования проводятся Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) - новым регулирующим органом Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Белоруссии, Казахстана (ЕЭК начала работу 01.01.2012 г.)

Организован специальный Департамент по защитным мерам во внешней торговле, занимающийся этими расследованиями. Решение о принятии меры оформляется ЕЭК после проведения расследования.

Уведомление о поступлении заявления о применении специальной защитной, а также антидемпинговой или компенсационной меры направляется уполномоченным органам государств – членов Таможенного союза в течение 5 рабочих дней с даты регистрации заявления в Департаменте за подписью директора Департамента.

Уведомление о начале расследования, в том числе повторного направляются в течение 5 рабочих дней с даты начала расследования уполномоченным органам государств – членов Таможенного союза для целей передачи их заинтересованным лицам – участникам расследования государств – членов Таможенного союза.

Проекты решений ЕЭК по вопросам специальных защитных, а также антидемпинговых или компенсационных мер направляются уполномоченным органам государств – членов Таможенного союза в течение сроков проведения расследований, установленных Соглашением:

о введении и применении предварительной специальной защитной пошлины – не позднее 45 календарных дней с даты начала расследования;

о введении и применении специальной защитной меры – не позднее 210 календарных дней с даты начала расследования.

В Российской Федерации заявление направляется в Министерство экономического развития. Министерство рассматривает заявление, изучает точность и адекватность данных. Датой принятия заявления к рассмотрению считается дата регистрации заявления в Министерстве.

В течение 30 дней после принятия заявления Министерство должно внести предложение о проведении расследования или об отказе в расследовании в Комиссию по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике. 30-дневный срок рассмотрения заявления может быть продлен, если представленных материалов будет недостаточно. В этом случае Министерство запрашивает у заявителя по почте или непосредственно дополнительные сведения. Такие сведения должны быть представлены также в течение 30 календарных дней (с возможностью продления еще на 10 дней).

5.      Куда можно направлять предложения по изменению конечной связанной ставки ввозной таможенной пошлины и году окончания исполнения обязательства? Порядок согласования предложений.

Регулирование и установление ставок таможенных пошлин осуществляется Комиссией Таможенного союза и утверждается соответствующим решением Комиссии. Предложения по изменению ставок таможенных пошлин следует направлять в Правительство Российской Федерации (Подкомиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции) или в Министерство экономического развития Российской Федерации (секретариат Подкомиссии) с оформлением заявления установленной формы.

Подробной информацией о процедуре рассмотрения вопросов по корректировке ставок таможенных пошлин можно ознакомиться на сайте Министерства экономики Республики Мордовия в разделе «Всемирная торговая организация», «Интернет – ресурсы и полезные ссылки», в портале «Внешнеэкономическая информация РФ», в витрине «Регулирование ВЭД», в блоках «Госорганы, регулирующие ВЭД» и «Тарифное регулирование».

6. Как  повлияет вступление России в ВТО на цены на энергоносители и металлопрокат? (Ассоциация «Российский свет»).

У России перед другими членами ВТО нет обязательств по поддержанию или подтягиванию цен на энергоносители до мирового уровня, т.е. ни в одном из документов ВТО не существует требования о повышении цен на энергоносители.  Но они должны продаваться с прибылью – таково требование ВТО.

7. Какой величины может достигать удельный вес импортной кабельно-проводниковой, светотехнической продукции на российской рынке при вступлении России в ВТО? (ООО «Оптикэнерго», ОАО «Завод «Саранскакабель»)

Кабельно-проводниковая продукция.

За счет усиления конкуренции со стороны мировых производителей кабельной продукции есть вероятность повышения  доли импорта. Основными конкурентами станут Китай и Европейские страны.
Одним из главных преимуществ зарубежных компаний является их большой управленческий опыт с тщательно разработанными производственными и управленческими технологиями массового использования.

В этой связи, работа предприятий-производителей, в условиях членства в ВТО потребует принятия энергичных и адекватных мер по снижению издержек, повышению эффективности производства и качества кабельной продукции. В отведенный на адаптацию к нормам ВТО переходный период, российским производителям кабельной продукции предстоит разработать индивидуальные стратегии переоснащения и структурной модернизации предприятий, призванные повысить конкурентоспособность их продукции.
Следует     заметить,   что   для   улучшения конкурентоспособности российской кабельной продукции в условиях вступления в ВТО, компаниям потребуется глубокое изучение и широкое использование передовых управленческих технологий и, в частности, интеграционных стратегий.
Светотехническая продукция.

Вступление России в ВТО вряд ли кардинально отразится на  российском рынке ламп накаливания, т.к. уже до присоединения России  к ВТО российские производители осуществляли свою деятельность в условиях жесткой конкуренции с зарубежными производителями (Китай, Германия, Нидерланды), предлагающими свою продукцию по более низким ценам.

Эксперты не исключают, что вступление в ВТО создаст предпосылки для качественного сдвига в структуре спроса на высококачественную продукцию, тем самым  могут открыться новые возможности для отечественных производителей.

8. Снизят ли действующие ставки ввозных импортных пошлин на материалы, применяемые при производстве волоконно-оптических кабелей и закупаемые по импорту? (ООО «Оптикэнерго», ОАО «Завод «Сарансккабель»)

Основные материалы, используемые для производства оптических кабелей и  ставки ввозных таможенных пошлин представлены в таблице.

Наименование материалов

Код ТН ВЭД

Действующая ставка  ввозной пошлины на дату присоединения, %

Год окончания исполнения обязательств

Конечная связанная ставка ввозной таможенной пошлины, %

по конструкции кабелей

по ТН ВЭД

ОВ

Волокна оптические

9001109001

5

2013

3

Гидрофобный заполнитель внутримодульный

Прочие минеральные воски и аналогичные продукты, полученные в результате синтеза или других процессов

2712909900

5

 

0

Гидрофобный заполнитель межмодульный

Прочие минеральные воски и аналогичные продукты, полученные в результате синтеза или других процессов

2712909900

5

 

0

Стеклопластик

Прутки, стержни и профили фасонные, с отработанной или необработанной поверхностью

3916909000

10

2016

6,5

Полиэтилен для изоляции

Полиэтилен прочий с удельным весом мене 0,94 в первичных формах

3916909000

10

2016

6,5

Полиэтилен для оболочки

Полиэтилен прочий с удельным весом мене 0,94 в первичных формах

3916909000

10

2016

6,5

ПВХ для оболочки

ПВХ не смешанный с другими компонентами в первичных формах

3904100099

15

2014

6,5

Полибутилентерефталат

Прочие полиэфиры сложные

3907999800

10

2015

4

Пигменты красителей

 

Краски на основе синтетических полимеров диспергированные в неводной среде

3208209009

5

 

 

Нить «Кевлар»

Высокопрочные нити нерасфасованные

5402110000

20

2017

10

 

 9. Будут ли введены квоты на импорт волоконно-оптических кабелей? (ООО «Оптикэнерго»)

Код по ТН ВЭД  кабелей волоконно-оптических - 854470000, действующая импортная пошлина 15%.  В течение трех лет после вступления в ВТО Россия обнулит пошлины на  волоконно-оптический кабель, т.е.  к 2015 году импортные пошлины   снизятся до 0%. Кабели волоконно-оптические, наряду другими видами кабельных изделий связи с кодами 8544411000, 8544492000, попали под действие Соглашения по беспошлинной торговле товарами информационных технологий, которое не входит в обязательный пакет документов о присоединении к ВТО.

Отсутствие пошлин дает преимущества иностранным производителям при входе на российский рынок. Российским производителям необходимо, чтобы условия конкуренции были адекватны, а для этого нужно параллельно снизить до нуля пошлины и на импортные материалы, из которых производится оптический кабель.

Соответствующие предложения подготовлены отечественными производителями и направлены на рассмотрение Министерства экономического развития Российской Федерации. Что касается квот на импорт волоконно-оптических кабелей, в итоговых документах  их введение не предусматривается.

10. Будут ли разработаны меры, направленные на поддержку не экспортоориентируемых предприятий, которые не смогут конкурировать с иностранными товарами. (ОАО «Орбита»)

Соглашения ВТО предусматривают возможности эффективной защиты внутреннего рынка, но сама процедура становится более сложной с технической и юридической точек.

В настоящее время  Минэкономразвития России совместно с Минпромторгом России разрабатывают Перечень мероприятий, направленных на поддержку отечественных производителей.  В мае т.г. Перечень мероприятий будет направлен на рассмотрение Правительства Российской Федерации.

Минэкономразвития России озвучило первые меры, которые могут быть приняты для поддержки отечественных производителей в рамках вступления страны в ВТО. Российские компании могут получить преференции по госзакупкам. Принято решение включить в перечень таких отраслей производителей строительно-дорожной техники, бумаги, свинины, сахара. Преференции для машиностроителей, фармацевтов, текстильщиков и животноводов существуют и сейчас.

Льготы устанавливаются ведомственным актом министерства, впервые приказ о преференциях был выпущен в 2009 г., когда важно было поддержать отечественных производителей в условиях кризиса. Действие старого приказа скоро заканчивается, новый должен быть подписан со дня на день.

Предполагается, что цена на товары отечественных производителей может быть на 15% выше, чем у зарубежных поставщиков.

Преференции не противоречат нормам ВТО - Россия не подписала соглашение по госзакупкам, оно не носит обязательного характера.

В арсенале защиты интересов национального производителя есть несколько способов. Это:

введение, если необходимо, высокого уровня пошлин в отношении товаров;

применение защитных (правила ВТО позволяют государству вводить защитные меры на срок до 8 лет, повышать импортные тарифы, если выяснится, что из-за них отечественные производители пострадали), антидемпинговых и компенсационных мер в отношении товаров, если их импорт в РФ наносит ущерб российским производителям и когда таможенные пошлины не могут обеспечить необходимый уровень защиты.

Что касается субсидий, то запреты касаются главным образом экспортных субсидий в промышленности (в России они практически не применяются) или субсидий на импортозамещение.

11. Как влияет ВТО на действие стран, значительно повышающих цены? (Ассоциация «Российский свет»).

Предприятия, повышающие цены на свою продукцию в условиях ВТО окажутся под ударом, так как конкурировать с западными корпорациями не смогут из-за ценовой политики, чем выше цена, тем ниже спрос, а значит, импорт начнет активно вытеснять продукцию.

12.    Будет ли корректировка сумм уже уплаченных таможенных платежей на экспорт вторичных алюминиевых сплавов и какая окончательная ставка при уплате таможенной пошлины?

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2012 г. № 88 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государства – участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» ставка вывозной таможенной пошлины на вторичные алюминиевые сплавы (в процентах от таможенной стоимости в евро, либо в долларах США) составляет в размере 3 процента.

Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, авансовых платежей осуществляется в порядке и в случаях, установленных законодательством государства – члена таможенного союза, в котором произведена уплата и взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу, которому представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов (Приложение 2 к Договору Таможенного кодекса таможенного союза, принятого Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27 ноября 2007 г. № 17, Раздел 2. «Таможенные платежи», Глава 13 «Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (денег), Статьи 89,90 (в ред. Протокола от 16.04.2010 г.).

13. Разработаны ли защитные меры технического характера от поступления на российский рынок некачественной, реализуемой по сниженным ценам импортной продукции (ООО «Оптикэнерго»)

Особую роль в условиях членства в ВТО выполняют национальные системы санитарно-фитосанитарного-ветеринарного контроля, которые устанавливают особые требования страны-импортера к качеству и безопасности продукции (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека (Роспотребнадзор), Федеральная служба  по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор). В соответствии с правилами ВТО они должны основываться на международных стандартах, руководствах и рекомендациях.

По отдельным направлениям будут разработаны технические регламенты и стандарты, которые должны защитить российских потребителей от некачественной продукции и в которых  должен быть прописан обширный круг требований. Технические регламенты и проистекающие оттуда стандарты – это, в настоящее время, компетенция Евразийской экономической комиссии.