Социально-экономическое развитие Республики Мордовия
Инвестиционная политика
Государственные нужды
Анализ экономики муниципальных образований
Международное и межрегиональное сотрудничество
Административная реформа
Экономика строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Экономика промышленности транспорта, связи и энергетики
Экономика агропромышленного комплекса
Экономика торговли
Президентская программа подготовки управленческих кадров
Всемирная торговая организация
Антимонопольный комплаенс
Контроль за размещением заказов и осуществлением закупок
Контрольно-надзорная деятельность
Оценка регулирующего воздействия
Проектная деятельность
Развитие муниципальных образований
Программа действий
Лицензирование
Национальные проекты
Отчет за 2010 год о реализации Республиканской целевой программы «Проведение административной реформы в Республике Мордовия в 2006-2010 годах»
1.Итоги реализации Республиканской целевой программы «Проведение административной реформы в Республике Мордовия в 2006-2010 годах» в 2010 году
За 2010 год в рамках выполнения Республиканской целевой программы «Проведение административной реформы в Республике Мордовия в 2006-2010 годах», утвержденной распоряжением Правительства Республики Мордовия от 7 июля 2006 г. № 694-р (в редакции постановления Правительства Республики Мордовия от 2 сентября 2008 г. № 394) и Подробного плана мероприятий по реализации административной реформы в Республике Мордовия в 2010 году проведена следующая работа:
разработаны и приняты Законы Республики Мордовия от 12 марта 2010 г. № 16-З, 18 октября 2010 г. № 75-З «О внесении изменений в Закон Республики Мордовия «О межбюджетных отношениях в Республике Мордовия»;
подготовлено и принято постановление Правительства Республики Мордовия от 12 июля 2010 г. № 281 «Об ответственности исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия за разработку и выполнение прогноза социально-экономического развития Республики Мордовия».
Разработаны:
Сценарные условия функционирования экономики Республики Мордовия в 2011 году и на период до 2013 года (распоряжение Правительства Республики Мордовия от 26 июня 2010 г. № 349-р);
Методические рекомендации по прогнозированию основных показателей социально-экономического развития Республики Мордовия на 2011 год и на период до 2013 года (распоряжение Правительства Республики Мордовия от 28 июня 2010 г. № 336-р);
прогноз социально-экономического развития Республики Мордовия на 2011 год и на период до 2013 года (представлен в июне (предварительный вариант) и в октябре 2010 года (уточненный вариант) в Минэкономразвития России), а также в Правительство Республики Мордовия.
Принят Указ Главы Республики Мордовия от 25 февраля 2010 г. № 24-УГ «Об утверждении перечня, величины и значимости ежемесячных (квартальных и годовых) показателей эффективности управленческой деятельности государственных органов Республики Мордовия для оценки результатов работы должностных лиц и гражданских служащих Республики Мордовия в 2010 году»;
принято постановление Правительства Республики Мордовия от 29 марта 2010 г. № 137 «О Порядке предоставления субсидий, выплачиваемых в зависимости от выполнения социально-экономических показателей»;
Минэкономики Республики Мордовия провело анализ эффективности республиканских целевых программ в предшествующем - 2009 году. В указанный период реализовывалось 36 республиканских целевых программ среднесрочного периода и 17 подпрограмм, в их числе: Республиканская целевая программа развития Республики Мордовия на 2008-2012 годы, Республиканская целевая программа «Жилище» на 2006 - 2010 годы, Республиканская целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями» на 2009-2011 годы, Республиканская целевая программа «О донорстве крови и ее компонентов на 2007-2010 годы», Республиканская целевая программа «Охрана окружающей среды Республики Мордовия на период до 2010 года», Программа развития образования Республики Мордовия на 2007-2010 годы, Республиканская целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года» и др. Общий объем финансирования целевых программ в 2009 году за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия составил 2917747,8 тыс. рублей;
в срок до 1 апреля 2010 года исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия представлены в Минэкономики Республики Мордовия отчеты о ходе выполнения 12 ведомственных целевых программ;
министерствами (ведомствами) проведена работа по разработке и утверждению соответствующими приказами порядков расчета нормативов затрат на выполнение государственного задания подведомственными государственными учреждениями;
принято постановление Правительства Республики Мордовия от 18 января 2010 г. № 10 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. № 478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет»;
принято постановление Правительства Республики Мордовия от 29 марта 2010 г. № 128 «Об утверждении Порядка формирования и ведения республиканского реестра государственных услуг (функций)»;
приняты распоряжения Правительства Республики Мордовия от 26 апреля 2010 г. № 200-Р (об утверждении плана перехода на предоставление в электронном виде государственных, муниципальных и иных услуг органами исполнительной власти, органами местного самоуправления Республики Мордовия, учреждениями Республики Мордовия и муниципальными учреждениями.
В соответствии с п.3 Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» подготовлен Доклад о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Мордовия за 2009 год и их планируемых значениях на 3-х летний период и направлен в апреле 2010 года в Правительство Российской Федерации. В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» Министерством экономики Республики Мордовия подготовлен сводный доклад Республики Мордовия о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа Саранск и муниципальных районов Республики Мордовия по итогам за 2009 год и направлен в конце августа 2010 года в Правительство Республики Мордовия, а также размещен на официальном сайте органов государственной власти Республики Мордовия.
В целях реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» исполнительными органами государственной власти подготовлены и приняты нормативные правовые акты, касающиеся изменения статуса подведомственных учреждений.
Минэкономики Республики Мордовия совместно с Мининформнауки Республики Мордовия проведена работа по разработке и принятию:
Положения об организации информационного взаимодействия граждан и организаций с исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия, органами местного самоуправления в Республике Мордовия, а также подведомственными им организациями с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
Порядка размещения в республиканском реестре и на республиканском портале сведений о государственных и муниципальных услугах (функциях), включая вопросы взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия и органов местного самоуправления в Республике Мордовия при формировании сведений об услугах (функциях) исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия, органов местного самоуправления в Республике Мордовия, а также подведомственных им организаций (утверждены постановлением Правительства Республики Мордовия от 11 октября 2010 № 395 «О вопросах перевода государственных и муниципальных услуг в электронную форму»).
В соответствии с государственными контрактами выполнены работы по внедрению АИС:
«Республиканский портал государственных и муниципальных услуг (функций) на основе типового решения»;
«Республиканский реестр государственных и муниципальных услуг (функций) на основе типового решения».
Системы в типовой форме были запущены в тестовом режиме. Адаптированные версии АИС дорабатываются в настоящее время в установленном порядке.
Минэкономики Республики Мордовия совместно с исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия, администрацией городского округа Саранск осуществляется заполнение республиканского реестра и передача сведений о государственных и муниципальных услугах на республиканский портал и в сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций).
На конец 2010 года в Республике Мордовия в электронный вид были переведены 141 государственная и 34 муниципальных услуги (реализованы I и II этапы перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде в сроки, установленные распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 1993-р).
За 2010 год разработано свыше 100 проектов административных регламентов исполнительных органов государственной власти (проекты в установленном порядке проходили экспертизу в Минэкономики Республики Мордовия), в том числе 28 проектов в сфере контрольно-надзорных полномочий в рамках проекта «Совершенствование организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля». С начала года всего утверждено 95 административных регламентов исполнительных органов государственной власти, в том числе в сфере контрольно-надзорных полномочий – 30;
администрацией городского округа Саранск с начала 2010 года разработано более 20 проектов административных регламентов, утверждено 19. В ряде муниципальных районов приняты административные регламенты проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля (городской округ Саранск, Атяшевский, Большеберезниковский, Лямбирский, Кадошкинский, Ичалковский, Ромодановский, Чамзинский муниципальные районы). Также ведется работа по регламентации иных муниципальных функций и услуг.
В настоящее время в Республике Мордовия МФЦ созданы в городском округе Саранск и Рузаевском муниципальном районе. В муниципальных районах Республики Мордовия активно прорабатывается вопрос создания МФЦ. В связи со сложностями предоставления помещений для размещения МФЦ, находящихся в муниципальной собственности, решается вопрос об организации деятельности МФЦ в муниципальных районах на базе почтовых отделений УФПС Республики Мордовия – филиал ФГУП «Почта России». Проводилась работа в рамках государственного контракта, заключенного Мининформнауки Республики Мордовия с ЗАО «Центр открытых систем и высоких технологий» (г. Москва) по созданию и развитию информационной системы для предоставления услуг на основе МФЦ. Произведена поставка, установка и настройка оборудования и общесистемного программного обеспечения, предназначенного для внедрения АИС «МФЦ», в МФЦ городского округа Саранск и Рузаевского муниципального района. Также осуществлено обучение администраторов и пользователей системы. В базу данных внесены 38 услуг, предоставляемых на базе МФЦ городского округа, и 19 услуг, предоставляемых на базе МФЦ Рузаевского муниципального района. По итогам тестирования и опытной эксплуатации АИС сданы в промышленную эксплуатацию. ГУ «Научный центр социально-экономического мониторинга Республики Мордовия» ежегодно проводится мониторинг качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе МФЦ. В рамках составления аналитического отчета «О результатах мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе МФЦ» проведена комплексная оценка качества и доступности услуг в 2010 году.
Подготовлены и утверждены приказом Заместителя Председателя Правительства – Министра экономики Республики Мордовия от 30 марта 2010 г. № 34п/1:
Методические рекомендации по определению организационно-правовой модели взаимодействия органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при организации и проведении проверок;
Методические рекомендации по организации мониторинга эффективности и законности осуществления исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия государственного контроля (надзора) и органами местного самоуправления Республики Мордовия муниципального контроля.
Приказом Заместителя Председателя Правительства – Министра экономики Республики Мордовия от 11 июня 2010 г. № 84-п утверждены проекты типовых постановлений администрации муниципального района Республики Мордовия:
«О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций (предоставления муниципальных услуг) администрацией муниципального района»;
«О создании рабочих групп, ответственных за обеспечение мероприятий в сфере административной реформы и переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде на территории муниципального района Республики Мордовия» (данные проекты были направлены в администрации городского округа Саранск и муниципальных районов республики письмом Минэкономики Республики Мордовия от 15 июня 2010 г. № 14-147).
Минэкономики Республики Мордовия разработан и утвержден приказом Заместителя Председателя Правительства-Министра экономики Республики Мордовия от 28 июня 2010 г. № 95-п проект типового Административного регламента исполнительного органа государственной власти Республики Мордовия по исполнению государственной функции по размещению информации о деятельности исполнительного органа государственной власти Республики Мордовия на официальном сайте исполнительного органа государственной власти Республики Мордовия.
В рамках мероприятий по совершенствованию системы постоянного контроля целевого использования и эффективности бюджетных расходов при приобретении товаров, работ и услуг для государственных нужд в Республике Мордовия Минэкономики Республики Мордовия проведено 10 плановых и 10 внеплановых проверок государственных заказчиков, возбуждено 22 административных дела. Всего осуществлено производство по 73 административным делам (в том числе 51 поступило от органов прокуратуры, 2 из которых было возвращено в связи с неполнотой представленных сведений). Вынесено 39 решений о привлечении к административной ответственности и наложено штрафов на общую сумму более 674 тыс. рублей. В 2010 году Министерством финансов Республики Мордовия было проведено 154 проверки, к административной ответственности в виде замечаний за нецелевое использование бюджетных средств должностные лица привлечены в 117 случаях. Сумма штрафов составила 32,0 тыс. рублей.
Минэкономики Республики Мордовия разработаны Методические разъяснения и типовые формы соглашений между государственными (муниципальными) заказчиками, уполномоченными органами о проведении совместных торгов на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения для государственных нужд Республики Мордовия и муниципальных нужд.
Распоряжением Правительства Республики Мордовия от 16 августа 2010 г. № 421-Р утвержден План (программа) мероприятий по противодействию коррупции в исполнительных органах государственной власти Республики Мордовия на 2010 – 2012 годы. ГУ «Научный центр социально-экономического мониторинга Республики Мордовия» подготовлен доклад и бюллетень о результатах мониторинга среди населения и предпринимательских структур на предмет восприятия коррупции и взяточничества в 2010 году.
Принято распоряжение Правительства Республики Мордовия от 21 сентября 2010 г. № 480-Р об утверждении плана мероприятий по реализации Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
В целях реализации Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» распоряжением Правительства Республики Мордовия от 20 декабря 2010 г. № 717-Р утвержден План по организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт (УЭК) в Республике Мордовия.
Распоряжением Правительства Республики Мордовия от 15 ноября 2010 г. № 628-Р в целях организации предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Мордовия с использованием УЭК определена уполномоченная организация – Государственное учреждение Республики Мордовия «Госинформ».
Осуществлялась работа по подготовке ДРОНДов, в том числе в электронном виде с использованием подсистемы подготовки ДРОНДов единой информационной системы мониторинга социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (Республика Мордовия).
8 декабря 2010 г. Мининформнауки Республики Мордовия с участием Минэкономики Республики Мордовия проведен семинар, посвященный вопросам подготовки ДРОНДов в бумажной и электронной формах. В 2010 году разработали доклады практически все министерства и ведомства (26 из 29, т.е. 90%).
Распоряжением Правительства Республики Мордовия от 11 мая 2010 г. № 223-Р утвержден республиканский реестр государственных услуг (функций). С учетом предложений министерств и ведомств в реестр включены сведения о 40 услугах и 29 функциях, предоставляемых/исполняемых Администрацией Главы Республики Мордовия, Аппаратом Правительства Республики Мордовия и 19 исполнительными органами государственной власти.
Сведения внесены в республиканский реестр на основании утвержденных административных регламентов.
Республиканский реестр государственных и муниципальных услуг (функций) переведен также в электронную форму на основе типового программного решения, предоставленного Минэкономразвития России. В настоящее время адаптированная версия АИС дорабатывается с учетом замечаний государственного заказчика (Мининформнауки Республики Мордовия) и Минэкономики Республики Мордовия.
В рамках развития и повышения эффективности государственной гражданской службы Республики Мордовия в 2010 году направлено на профессиональную переподготовку 48 государственных гражданских служащих, прошли курсы повышения квалификации 192 гражданских служащих. Принят Указ Главы Республики Мордовия от 5 июля 2010 г. №125-УГ «Об объеме финансирования и структуре государственного заказа Республики Мордовия на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных гражданских служащих в 2010 году». Государственный заказ Республики Мордовия на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных гражданских служащих в 2010 году размещен на сумму 4186,0 тыс. рублей.
В 2010 году в печатных СМИ и на официальных сайтах в сети Интернет публиковались статьи, посвященные вопросам реализации в республике административной реформы, в том числе внедрения «Электронного правительства», перевода услуг в электронный вид, работы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, совершенствования контрольно-надзорной деятельности. Данная работа проводилась Минэкономики Республики Мордовия (как органом, ответственным за проведение административной реформы в республике, в том числе за обеспечение перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг (функций) в электронном виде), Минпечати Республики Мордовия (как органом, ответственным за публикацию правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия в печатных и электронных СМИ, освещение в средствах массовой информации деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия по проведению административной реформы в Республике Мордовия), другими органами и организациями.
2. Основные итоги реализации Республиканской целевой программы «Проведение административной реформы в Республике Мордовия в 2006-2010 годах» за период 2006-2010 годов
Направления и конкретные мероприятия по реализации Республиканской целевой программы «Проведение административной реформы в Республике Мордовия в 2006-2010 годах» находили отражение в планах, принимаемых ежегодно Правительством Республики Мордовия. Так, подробный план мероприятий по проведению административной реформы в Республике Мордовия в 2010 году утвержден распоряжением Правительства Республики Мордовия от 9 марта 2010 г. № 79-Р (внесены изменения распоряжениями Правительства Республики Мордовия от 28 июня 2010 г. № 342-Р, 27 декабря 2010 г. № 734-Р).
Основными целями Программы являются:
улучшение качества и доступности государственных (муниципальных) услуг, в том числе оказываемых на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия и органов местного самоуправления при организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия.
Административная реформа в Республике Мордовия проводилась по следующим направлениям:
управление по результатам;
стандартизация и регламентация;
создание оптимальной структуры и оптимизация функций исполнительных органов государственной власти;
реализация мер по эффективной антикоррупционной политике;
повышение эффективности взаимодействия государства и общества;
модернизация системы информационного обеспечения исполнительных органов государственной власти;
повышение эффективности государственной службы
Практическими основными результатами реализации Программы в 2006-2010 годах является следующее.
1. В республике сформирована и продолжает совершенствоваться единая система планирования развития территории, которая включает элементы, обеспечивающие взаимосвязь стратегических, среднесрочных и оперативных целей, задач и мероприятий исполнительных органов государственной власти региона, а также увязывает расходы республиканского бюджета с конкретными измеримыми результатами деятельности органов власти. В практику деятельности министерств, иных исполнительных органов государственной власти внедрена разработка и реализация ведомственных целевых программ. Каждая программа предусматривает конкретные цели ее реализации и показатели оценки их достижения на всех этапах осуществления программы. В Республике Мордовия в 2010 году реализовывались 7 ВЦП, их разработали и утвердили 7 главных распорядителей бюджетных средств из 39 (17,94%).
Совершенствуется правовое регулирование вопросов стимулирования эффективной деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия и государственных служащих.
Ежегодно принимаются Указы Главы Республики Мордовия об утверждении перечня, величины и значимости ежемесячных (квартальных и годовых) показателей эффективности управленческой деятельности государственных органов Республики Мордовия для оценки результатов работы должностных лиц и гражданских служащих Республики Мордовия, которые предусматривают формирование фонда стимулирования каждого государственного органа в зависимости от итогов работы республики в целом и от выполнения конкретных показателей, характеризующих эффективность работы исполнительных органов государственной власти, иных государственных органов.
Эффективность деятельности администраций муниципальных образований оценивается в республике в рамках системы межбюджетных отношений с 1997 года. В настоящее время указанные отношения регулирует Закон Республики Мордовия от 21 февраля 2008 г. № 4-З «О межбюджетных отношениях в Республике Мордовия».
Разработана и утверждена Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 г. № 94-З Стратегия социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года. Постановлением Правительства Республики Мордовия от 22 декабря 2008 г. № 589 утверждена Программа социально-экономического развития Республики Мордовия на 2008-2012 годы.
2. Проведена большая работа по разработке и принятию административных регламентов исполнения государственных (муниципальных) функций, предоставления государственных (муниципальных) услуг. Создана необходимая нормативная правовая база. Всего в республике (на конец 2010 года) утверждено и действует 155 административных регламентов исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия и 46 административных регламентов администрации городского округа Саранск.
В настоящее время к данному процессу активно подключаются и администрации муниципальных районов (в первую очередь, Рузаевский, Дубенский, Старошайговский муниципальные районы), где при консультационной и методической поддержке Министерства экономики Республики Мордовия создается соответствующая нормативная правовая база для регламентации муниципальных функций и услуг.
3. Работа по повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ проводилась в Республике Мордовия в рамках Программы повышения качества государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг до 2010 года в Республике Мордовия, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 декабря 2008 г. № 610. В 2008 году Правительство Республики Мордовия признано победителем конкурса программ, планов и проектов административной реформы, проводимом в Минэкономразвития России. Республике выделены средства из федерального бюджета в размере 2,0 млн. рублей на условиях софинансирования на разработку указанной Программы.
Программой к концу 2010 года запланировано создание двух МФЦ – на базе здания Общественной приемной администрации городского округа Саранск и в Рузаевском муниципальном образовании.
Данные мероприятия выполнены. В настоящее время администрацией городского округа Саранск на базе существующей с 2007 года Общественной приемной создано и зарегистрировано в качестве юридического лица муниципальное учреждение «Многофункциональный центр» (постановление главы администрации городского округа Саранск от 18 февраля 2009 г. № 309). Учреждение создано без привлечения средств федерального бюджета. Общая площадь МФЦ 520 кв.м., оборудовано 31 окно. В МФЦ оказывается 13 федеральных, 37 муниципальных услуг, а также дополнительные услуги.
Также постановлением главы администрации Рузаевского муниципального района от 20 августа 2009 года № 1395 создано Муниципальное учреждение Рузаевского муниципального района «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг». Проведен капитальный ремонт помещения МФЦ, 30 декабря 2009 года состоялось его официальное открытие. На реконструкцию и ремонт помещений выделялись средства из местного бюджета, а также Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия. Все выделенные средства освоены. Общая площадь МФЦ 295 кв. м., оборудовано 14 окон. В МФЦ оказывается свыше 50 федеральных, 31 муниципальная услуга.
Распоряжением Правительства Республики Мордовия от 6 апреля 2009 г. № 142-p утверждены:
Структура системы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Республики Мордовия;
Примерное положение о многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Мордовия (в том числе Примерный перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых на базе МФЦ в Республике Мордовия; Примерные требования к МФЦ в Республике Мордовия; Рекомендации по формированию стандарта комфортности предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ на территории Республики Мордовия).
Для муниципальных районов в республике разработаны проекты:
Типового плана подготовительных мероприятий по созданию МФЦ муниципального района;
Типового постановления Главы администрации муниципального района «О создании муниципального бюджетного учреждения республики Мордовия «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг муниципального района»;
Типового штатного расписания МФЦ муниципального района;
Примерного перечня государственных и муниципальных услуг, предоставляемых на базе МФЦ.
В настоящее время в муниципальных районах республики активно прорабатывается вопрос создания МФЦ. Составлены сметы расходов на реконструкцию (ремонт) помещений под МФЦ. Готовятся проекты учредительных документов, рассматриваются вопросы источников и объемов финансирования работ по созданию многофункциональных центров.
4. В республике проводится работа по изменению (уточнению, дополнению) полномочий исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия. Эта работа проводится и в рамках разработки (согласования) проектов административных регламентов, и в рамках подготовки и согласования изменений в Положения о министерствах, ведомствах.
Кроме того, проводится работа по совершенствованию структуры исполнительных органов государственной власти республики.
Одним из важнейших результатов работы по оптимизации функций государственных органов стала реорганизация системы органов социальной защиты населения Республики Мордовия. На базе управлений (отделов) социальной защиты населения и комплексных центров в муниципальных районах и городском округе Саранск созданы государственные учреждения социальной защиты населения, подведомственные Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия. Разработана и реализована общая концепция предоставления социальных услуг населению Республики Мордовия по принципу «одного окна» на основе комплексных центров оказания социальных услуг в муниципальных образованиях республики, интегрированных с республиканской системой информационной поддержки населения (call-центр).
5. В республике реализуется Закон Республики Мордовия от 8 июня 2007г. № 54-З «О противодействии коррупции в Республике Мордовия». В соответствии с Законом субъектами антикоррупционной политики в Республике Мордовия являются:
органы государственной власти, на которые возлагаются отдельные полномочия по реализации антикоррупционной политики;
органы местного самоуправления;
общественные объединения, вовлеченные в реализацию антикоррупционной политики;
средства массовой информации.
Предупреждение коррупционных правонарушений осуществляется путем применения следующих мер:
разработка и реализация республиканской антикоррупционной программы;
антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
антикоррупционный мониторинг;
антикоррупционные образование и пропаганда;
оказание государственной поддержки формированию и деятельности общественных объединений, создаваемых в целях противодействия коррупции;
иные меры, предусмотренные законодательством.
Указом Главы Республики Мордовия от 11 февраля 2008 г. № 24-УГ создана Межведомственная комиссия по противодействию коррупции. Ее возглавляет Глава Республики Мордовия Н.И. Меркушкин. Действует республиканский (распоряжение Правительства Республики Мордовия от 16 августа 2010 г. № 421-Р), а также ведомственные планы (программы) противодействия коррупции.
Действует экспертная комиссия по проведению обязательной публичной независимой экспертизы проектов законов Республики Мордовия, регулирующих правоотношения в области бюджетного и налогового законодательства».
Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов проводится во исполнение Указа Главы Республики Мордовия от 23 июля 2009 г. № 138-УГ «Об антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов», распоряжения Правительства Республики Мордовия от 7 декабря 2010 г. № 559-Р. На официальном сайте органов государственной власти Республики Мордовия (http://www.e-mordovia.ru/) открыт тематический раздел «Противодействие коррупции», в котором размещаются проекты нормативных правовых актов Республики Мордовия и исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия. Граждане, имеющие доступ в Интернет, могут беспрепятственно знакомиться с проектами нормативных правовых актов и при выявлении коррупционных факторов представлять замечания и предложения.
Разработчиками нормативных правовых актов антикоррупционная экспертиза проводится также самостоятельно, в структурных подразделениях, ответственных за подготовку проектов нормативных правовых актов. Кроме того, антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия проводится Прокуратурой Республики Мордовия и Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республики Мордовия. Все выявленные коррупционные факторы устраняются. Утвержденные нормативные правовые акты публикуются в газете «Известия Мордовии».
Принят ряд Указов Главы Республики Мордовия, утверждающих положения о предоставлении сведений о доходах (и о проверке этих сведений) гражданами, претендующими на замещение государственных должностей государственной службы, и государственными служащими.
Указом Главы Республики Мордовия от 4 сентября 2009 г. № 170-УГ утверждена Программа Республики Мордовия «Развитие государственной гражданской службы Республики Мордовия (2009 - 2013 годы)». Одной из ее тактических задач является развитие механизма предупреждения коррупции, выявления и разрешения конфликта интересов на государственной гражданской службе.
В республике проводится работа, направленная на повышение эффективности государственных закупок.
Министерством экономики Республики Мордовия проводятся проверки государственных заказчиков в части размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд. Рассматриваются дела об административных правонарушениях в области размещения государственного и муниципального заказа. По выявленным фактам Министерством экономики в адрес государственных заказчиков и Государственного комитета Республики Мордовия по организации торгов и ценовой политике направляются предложения об устранении нарушений действующего законодательства о размещении заказов.
6. В Республике Мордовия по итогам конкурса, проведенного в Минэкономразвития России в сентябре 2009 года, реализован проект «Совершенствование организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля».
обобщён опыт других регионов по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
разработаны предложения по устранению административных барьеров для граждан и организаций;
разработаны Методические рекомендации по определению организационно-правовой модели взаимодействия органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при организации и проведении проверок;
разработаны Методические рекомендации по организации мониторинга эффективности и законности осуществления государственными (муниципальными) органами исполнительной власти государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
разработаны проекты нормативных правовых актов о внесении изменений в действующие нормативные правовые акты органов государственной власти Республики Мордовия в целях их приведения в соответствие с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ;
разработано 7 проектов НПА.
А именно: проекты Указов Главы Республики Мордовия:
«О внесении изменений в отдельные Указы Главы Республики Мордовия по вопросам осуществления регионального государственного контроля (надзора)»;
«О внесении изменений в Указ Главы Республики Мордовия от 9 июня 2009 г. № 111-УГ «О мерах по реализации Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
«О порядке организации и осуществления Министерством здравоохранения Республики Мордовия регионального государственного контроля за соблюдением соответствующих лицензионных требований и условий при осуществлении организациями муниципальной и частной систем здравоохранения медицинской деятельности (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи), фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения), деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения)»;
«О порядке организации и осуществления Государственной инспекцией Республики Мордовия по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники регионального государственного контроля (надзора)»;
«О порядке организации и осуществления Инспекцией государственного строительного надзора Республики Мордовия регионального государственного контроля (надзора)»;
«О порядке организации и осуществления Региональной энергетической комиссией Республики Мордовия регионального государственного контроля (надзора) за применением регулируемых цен (тарифов)»;
а также проект постановления Правительства Республики Мордовия «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Мордовия от 30 мая 2006 г. № 217 «Об осуществлении регионального государственного экологического контроля в Республике Мордовии).
Разработан проект Типового (модельного) административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля (с регламентацией вопросов взаимодействия органов муниципального земельного контроля с органами государственного земельного контроля/надзора);
разработаны проекты административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля:
городской округ Саранск;
Лямбирский муниципальный район;
Рузаевский муниципальный район;
Ромодановский муниципальный район;
Чамзинский муниципальный район;
подготовлено экспертное заключение на 12 действующих административных регламентов проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Разработан и принят Указ Главы Республики Мордовия от 26 марта 2010 г. № 55-УГ «О внесении изменений в Указ Главы Республики Мордовия от 5 мая 2006 года № 70-УГ «О Совете предпринимателей при Главе Республики Мордовия», которым Совет предпринимателей наделяется полномочия по разработке и реализации предложений по совершенствованию организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, защите прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В январе 2010 года Министерством экономики Республики Мордовия совместно с ООО «Финансовый и организационный консалтинг» (г. Москва) был проведен семинар-совещание в целях повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, уполномоченных на проведение проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) в соответствующих областях деятельности. Семинар проведен с участием представителей Прокуратуры Республики Мордовия, Администрации Главы Республики Мордовия, республиканских органов власти и органов местного самоуправления.
7. В республике создан и действует официальный сайт органов государственной власти Республики Мордовия (распоряжение Правительства Республики Мордовия от 29 июня 2006 г. № 649-р «О размещении в сети Интернет официального сайта органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Мордовия»).
За период реализации Республиканской целевой программы «Проведение административной реформы в Республике Мордовия в 2006-2010 годах» наблюдается тенденция повышения информационной открытости деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия и органов местного самоуправления. На соответствующих веб-страницах и веб-сайтах достаточно широко представлена информация справочного характера (адреса, телефоны, биографические справки), не на достаточно высоком уровне - информация, касающаяся обращений граждан, результатов проверок, отчетов.
Во исполнение постановления Правительства Республики Мордовия от 18 января 2010 г. № 10 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. № 478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет» проведена работа по созданию автоматизированных информационных систем «Республиканский реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» и «Республиканский портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
СМИ (газеты, телевидение и радио) остаются активными участниками взаимодействия государственных властных структур и общества.
Все республиканские нормативные правовые акты публикуются в газете «Известия Мордовии». В СМИ осуществляется размещение информационных материалов по социально значимой тематике о деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия.
Административные регламенты размещаются на соответствующих сайтах (страницах) органов власти. Создана также информационная страница «Административная реформа» на сайте Минэкономики Республики Мордовия.
Существует практика использования телефонов «горячей линии». Так, для информирования и консультирования граждан по вопросам, касающимся возможного массового высвобождения работников и сокращения задолженности по выплате заработной платы, прав и гарантий в сфере труда и занятости с 2008 года в Госкомтрудзанятости Республики Мордовия организована работа телефона «горячей линии».
Республиканской целевой программой «Формирование информационного общества в Республике Мордовия в период до 2015 года» предусмотрены ежегодные мероприятия по подготовке и обучению жителей Республики Мордовия (3 000 жителей Республики Мордовия в год, что в итоге за 6 лет составит 18 000 человек, преимущественно социально незащищенных), навыкам использования информационных и телекоммуникационных технологий. Предполагается ежегодное выделение на эти цели из республиканского бюджета Республики Мордовия 6 млн. рублей.
8. Проведена и продолжается работа по формированию и развитию информационного общества на базе использования современных информационно-коммуникационных технологий.
Реализовывалась Республиканская комплексная целевая программа «Формирование информационного общества в Республике Мордовия в период до 2010 года», утвержденная постановлением Правительства Республики Мордовия от 14 марта 2005 г. № 76. В настоящее время принята постановлением Правительства Республики Мордовия от 1 февраля 2010 г. № 37 и реализуется Республиканская целевая программа «Формирование информационного общества в Республике Мордовия в период до 2015 года».
В рамках указанных документов проведена работа по внедрению АИС «Республиканский реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» и «Республиканский портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
Создана первая очередь Удостоверяющего центра органов государственной власти. Через организованные каналы связи осуществлено подключение центров занятости в районах республики к скоростной информационной магистрали органов государственной власти и местного самоуправления в республике. Проводится работа по подключению компьютерных сетей администраций муниципальных районов к скоростной информационной магистрали органов государственной власти.
Развернута система ведомственного и межведомственного электронного документооборота и автоматизированного делопроизводства. Произведена настройка системы на бизнес процессы трех пилотных ведомств (Аппарат Правительства Республики Мордовия, Мининформнауки Республики Мордовия, Минэкономики Республики Мордовия).
Разработан технический проект на создание системы межведомственного электронного взаимодействия в Республике Мордовия.
Создан и совершенствуется региональный сегмент ГАС «Управление» (в том числе подпрограмма по подготовке Докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования).
Кроме того, в сфере ИКТ проводятся работы более чем по 20 направлениям.
9. Проводилась работа по реализации положений Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы поступления на государственную гражданскую службу и ее прохождения. Создана необходимая нормативная правовая база, в том числе, по вопросам проведения конкурсов на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, правил исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих, обязательного государственного страхования лиц, замещающих государственные должности и должности государственной гражданской службы. Проводится работа по повышению квалификации государственных гражданских служащих.
Во всех государственных органах Республики Мордовия созданы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.
Исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия разработаны перечни должностей государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками (при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие Республики Мордовия обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей).
В установленном законодательством порядке проводится профессиональная подготовка кадров для государственной гражданской службы Республики Мордовия. Подготовка осуществляется в образовательных учреждениях высшего профессионального образования на договорной основе.
Ежегодно принимаются Указы Главы Республики Мордовия, устанавливающие объемы финансирования и структуру государственного заказа Республики Мордовия на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных гражданских служащих.
В настоящее время Указом Главы Республики Мордовия от 4 сентября 2009 г. № 170-УГ утверждена Программа Республики Мордовия «Развитие государственной гражданской службы Республики Мордовия (2009 - 2013 годы)».
10. В ходе реализации Программы осуществлялся мониторинг ее результативности Министерством экономики Республики Мордовия. Государственным учреждением «Научный центр социально-экономического мониторинга Республики Мордовия» ежегодно проводился мониторинг реализации административной реформы в Республике Мордовия, включая мониторинг восприятия коррупции и взяточничества, ранжирование государственных функций и услуг с точки зрения коррупциогенности, анализ уровня информационной открытости исполнительных органов государственной власти республики и органов местного самоуправления. Кроме того, ГУ «НЦСЭМ Республики Мордовия» проводился мониторинг качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе МФЦ.
Многие основополагающие вопросы, касающиеся реализации мероприятий административной реформы, в том числе ее организационного обеспечения были рассмотрены, согласованы и утверждены на заседаниях Комиссии по проведению административной реформы, созданной Указом Главы Республики Мордовия от 6 февраля 2006 г. № 11–УГ.
11. Несмотря на значительную работу, проведенную в сфере государственного реформирования (из 62 пунктов Подробного плана мероприятий по проведению административной реформы в Республике Мордовия в 2010 году можно считать выполненными 58, т.е. свыше 90 %), на сегодня остаются нерешенными ряд важнейших задач.
Во исполнение Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг в 2011-2013 годах, одобренной на заседании Правительственной комиссии по проведению административной реформы (протокол от 15 марта 2011 года № 115) требуется продолжить (и завершать) работу по:
регламентации исполнения государственных (муниципальных) функций, предоставления государственных (муниципальных) услуг. В особенности данная работа должна быть активизирована на уровне муниципальных образований;
переводу государственных и муниципальных услуг в электронную форму (реализации соответствующих этапов перевода);
внедрению универсальной электронной карты на территории Республики Мордовия;
обеспечению эффективного межведомственного (в том числе электронного, а также на базе МФЦ) взаимодействия исполнительных органов государственной власти различного уровня, органов местного самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
созданию сети МФЦ в Республике Мордовия;
внедрению системы мониторинга качества предоставления государственных (муниципальных) услуг в Республике Мордовия;
оптимизации исполнения контрольно-надзорной и разрешительной деятельности органов государственной власти (органов местного самоуправления);
оптимизации бюджетных расходов, а также структуры и штатной численности исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия;
созданию (совершенствованию) нормативной правовой базы в указанных сферах деятельности.
В целях выполнения указанных задач в настоящее время Минэкономики Республики Мордовия разрабатывает Республиканскую целевую программу «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы».