Отчет о реализации основного мероприятий по совершенствованию предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнению государственных и муниципальных функций за 2015 год

1. Завершение работ по созданию сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

Мероприятия по созданию многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Мордовия в 2011-2013 годах осуществлялись в рамках Республиканской целевой программы «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы» (утверждена постановлением Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. № 214, с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Республики Мордовия от 3 октября 2011 г. № 365, от 19 марта 2012 г. № 79, от 23 июля 2012 г. № 283). В настоящее время данные мероприятия реализуются в рамках государственной программы «Экономическое развитие Республики Мордовия до 2018 года» (утверждена постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 сентября 2013 г. № 417, с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Республики Мордовия от 3 марта 2014 г. № 91, от 12 мая 2014 г. № 217, от 21 июля 2014 г. № 339, от 9 сентября 2014 г. № 431, от 24 ноября 2014 г. № 574, от 22 декабря 2014 г. № 658, от 31 декабря 2014 г. № 683, от 30 марта 2015 № 174, от 12 мая 2015 г. № 265) (далее – Программы).

Кроме того, в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», распоряжением Правительства Республики Мордовия от 18 февраля 2013 г. № 60-Р (с изменениями, внесенными распоряжениями Правительства Республики Мордовия от 31 марта 2014 г. № 201-Р, от 25 мая 2015 г. № 364-Р) утвержден План мероприятий («дорожная карта»).

23 ноября 2015 г. Главой Республики Мордовия утверждена Схема размещения многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и территориально обособленных структурных подразделений (офисов) многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – Схема, МФЦ, ТОСП) в новой редакции. Схема разработана в соответствии с Правилами организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1376) и Методикой проведения мониторинга значения показателя «доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг» (утверждена протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 30 октября 2012 г. № 135, с учетом изменений, утвержденных протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 13 ноября 2013 г. № 138)).

В соответствии со Схемой в республике созданы 23 МФЦ (221 окно), ТОСП в 67 муниципальных образованиях (74 окна). К концу 2015 года возможностью получать услуги по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в МФЦ, имеют право воспользоваться 99,28 % граждан (по данным системы мониторинга МФЦ Минэкономразвития России).

Автоматизация процесса оказания услуг гражданам и организациям в МФЦ обеспечена посредством специальной автоматизированной информационной системы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Мордовия (АИС «МФЦ»). Произведена настройка АИС «МФЦ» для 23 многофункциональных центров. В действующих ТОСП обеспечена возможность использования АИС «МФЦ», внедренной в МФЦ муниципального района (городского округа Саранск), на территории которого организовано ТОСП. Проведена доработка АИС «МФЦ» в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1376. Система позволяет формировать электронные пакеты документов и передавать их в электронном виде в органы государственной власти и местного самоуправления, оказывающие государственные и муниципальные услуги. Также для всех МФЦ обеспечена возможность осуществлять межведомственные электронные запросы при оказании государственных и муниципальных услуг. Проведена интеграция АИС «МФЦ» с государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА), автоматизированной информационной системой «Информационно-аналитическая система мониторинга качества государственных услуг» (ИАС МКГУ).

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» (с изменениями от 22 декабря 2012 г. № 1377, от 30 мая 2014 г. № 496, от 22 октября 2014 г. № 1090) распоряжением Правительства Республики Мордовия от 10 ноября 2014 г. № 734-Р утвержден План мероприятий («дорожная карта») по организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в Республике Мордовия (далее – План мероприятий).

Планом мероприятий («дорожной картой») предусмотрены мероприятия по:
  • завершению создания сети МФЦ в Республике Мордовия в целях обеспечения доступности предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»;
  • организации внедрения единого фирменного стиля для системы МФЦ в Республике Мордовия;
  • обеспечению предоставления государственных услуг федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия и муниципальных услуг органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Мордовия по принципу «одного окна» в МФЦ;
  • оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Мордовия (типизация муниципальных услуг, обеспечение экстерриториальности предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрение предоставления государственных и муниципальных услуг по «жизненным ситуациям»);
  • оценке эффективности деятельности МФЦ и качества предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ.
Во исполнение Плана мероприятий актуализирован состав и полномочия Комиссии по проведению административной реформы. К компетенции комиссии отнесен контроль за качеством предоставления государственных и муниципальных услуг, а также услуг, предоставляемых государственными и муниципальными организациями по принципу «одного окна». В состав Комиссии по согласованию включены представители территориальных органов федеральных органов государственной власти по Республике Мордовия (МВД по Республики Мордовия, Управления ФМС по Республике Мордовия, Территориального управления Росимущества в Республике Мордовия, Управления Росреестра по Республике Мордовия, Управления ФНС по Республике Мордовия, Управления ФССП Республики Мордовия, государственного учреждения – Отделения ПФР по Республике Мордовия), органов местного самоуправления и МФЦ.

Проведена работа по актуализации:

Перечня государственных услуг исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия, предоставление которых осуществляется по принципу «одного окна», в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг» (приняты постановления Правительства Республики Мордовия от 27 мая 2013 г. № 187, от 9 декабря 2013 г. № 358, от 22 декабря 2014 г. № 641, от 20 апреля 2015 г. № 207), в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 30 мая 2014 г. № 496;

рекомендуемого перечня государственных услуг по переданным полномочиям и муниципальных услуг, предоставление которых осуществляется по принципу «одного окна», в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (принято распоряжение Правительства Республики Мордовия от 8 июня 2015 г. № 503-Р).

Проводятся ежеквартальные проверки действующих и вновь открываемых МФЦ на соответствие требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1376 и постановления Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 797. Доклады о результатах проверок заслушиваются на заседаниях Комиссии.

Заключены соглашения о взаимодействии со всеми заинтересованными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов и исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия (действует 10 соглашений с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, всего 50 услуг, в том числе 31 услуга из обязательного перечня; 7 соглашений с исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия, всего 32 услуги).

В МФЦ республики организовано предоставление более 110 видов государственных и муниципальных услуг (услуги предоставляются по следующим направлениям: социальная поддержка населения, регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, определение или подтверждение гражданско-правового статуса заявителя, жилищные отношения, регулирование предпринимательской деятельности).

Совокупный объем услуг, оказанных по принципу «одного окна» в МФЦ, на 31 декабря 2015 г. составил около 484,6 тыс. единиц, в том числе федеральных – 413,2 тыс. единиц, региональных – 5,5 тыс. единиц, муниципальных – 65,9 тыс. единиц (в 2012 году, составил около 130 тыс. единиц; в 2013 году – около 177 тыс. единиц, в 2014 году – около 317 тыс. единиц).

В рамках Программ:

в 2012 году 10 муниципальным районам выделена субсидия на создание (развитие) МФЦ в размере 17,4 млн. рублей (постановление Правительства Республики Мордовия от 15 мая 2012 г. № 182);

в 2013 году 10 муниципальным районам выделена субсидия на те же цели в размере 16,3 млн. рублей (из них за счет субсидии из федерального бюджета в размере 6,5 млн. рублей (постановление Правительства Республики Мордовия от 6 мая 2013 г. № 150, в редакции постановления Правительства Республики Мордовия от 9 декабря 2013 г. № 359);

в 2014 году бюджетам муниципальных районов предоставлено 25,8 млн. рублей (постановление Правительства Республики Мордовия от 20 октября 2014 г. № 506), в том числе за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия 6,7 млн. рублей, средств иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета 19,1 млн. рублей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 июня 2014 г. № 1058-р);

в 2015 году на создание и развитие сети МФЦ бюджетам муниципальных районов направлено 25,1 млн. рублей (постановление Правительства Республики Мордовия от 20 октября 2014 г. № 506, в редакции постановления Правительства Республики Мордовия от 2 сентября 2015 г. № 507), в том числе 17,2 млн. рублей средства федерального бюджета (распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 июня 2014 г. № 1058-р, в редакции распоряжения правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. № 2713-р), 7,9 млн. рублей средства республиканского бюджета Республики Мордовия.

Выделенные денежные средства, а также средства местных бюджетов направлены муниципальными районами на строительство, капитальный ремонт помещений под МФЦ, закупку оборудования, мебели.

На текущее содержание сети МФЦ было предусмотрено:

в 2013 году 45,8 млн. рублей, в том числе ГАУ Республики Мордовия «МФЦ» – 4,8 млн. рублей;

в 2014 году 93,5 млн. рублей, в том числе на содержание ГАУ Республики Мордовия «МФЦ» – 51,7 млн. рублей;

в 2015 году 118,1 млн. рублей, в том числе на содержание ГАУ Республики Мордовия «МФЦ» – 65,6 млн. рублей.

В 16 МФЦ республики организован прием документов в один их выходных дней, в 22 – созданы условия для предварительной записи.

2. Мероприятия по организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

В целях реализации права граждан на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме в 2013 году в полном объеме выполнен План перехода на предоставление государственных, муниципальных и иных услуг органами исполнительной власти, органами местного самоуправления Республики Мордовия, учреждениями Республики Мордовия и муниципальными учреждениями в электронном виде, утвержденный распоряжением Правительства Республики Мордовия от 26 апреля 2010 г. № 200-Р.

Кроме того, распоряжением Правительства Республики Мордовия от 16 ноября 2015 г. № 863-Р утвержден План мероприятий по достижению в Республике Мордовия указанного показателя на 2015-2018 годы (План мероприятий согласован с Минкомсвязи России).

Планом предусмотрены, в том числе:
  • мероприятия, направленные на увеличение числа граждан, зарегистрированных в ЕСИА;
  • проведение оптимизации процедур предоставления государственных и муниципальных услуг;
  • технические мероприятия по переведу услуг в электронный вид, в том числе разработке (доработке информационных систем и электронных сервисов);
  • мероприятия по популяризации получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
На 1 января 2016 г. на Республиканском портале государственных и муниципальных услуг (функций) размещены и переданы в Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций) сведения о 189 государственных и 535 муниципальных услугах. На Республиканском портале переведены в электронный вид 72 государственные и 22 муниципальные услуги, на Едином (федеральном) портале государственных и муниципальных услуг (функций) – 10 государственных и 6 муниципальных услуг.

За 2015 год доля граждан, обратившихся за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме составила 42,2 % (в 2013 году - 17,3 %, в 2014 году – 24,1 %).

Все органы власти Республики Мордовия, а также МФЦ в Республике Мордовия подключены к СМЭВ.

В настоящее время разработаны, зарегистрированы, протестированы и апробированы все 114 электронных сервиса межведомственного и межуровневого взаимодействия в рамках оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде, в том числе следующие:

57 электронных сервисов по запросу Ф-сведений (поставщик ФОИВ (или его территориальный орган на территории республики) – потребитель ИОГВ и ОМС Республики Мордовия);

18 электронных сервисов по передаче Р-сведений (поставщик ИОГВ и ОМС Республики Мордовия – потребитель ФОИВ);

39 внутрирегиональных электронных сервисов (поставщик ИОГВ Республики Мордовия, ОМС Республики Мордовия – потребитель ИОГВ РМ, ОМС Республики Мордовия).

Электронные сервисы позволяют осуществлять межведомственное взаимодействие полностью в электронном виде в рамках оказания наиболее востребованных государственных и муниципальных услуг.

Предоставление услуг по принципу «одного окна» в МФЦ, а также в электронной форме, повышает доступность, создает более комфортные и удобные условия их предоставления, позволило сократить время ожидания в очереди при обращении заявителей для получения государственных и муниципальных услуг и повысить уровень удовлетворенности граждан качеством их предоставления.

3. Оптимизация предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций, в том числе внесение изменений в административные регламенты предоставления государственных услуг, исполнения государственных функций (приведение в соответствие с действующим законодательством)

Во исполнение Федерального закона от 27 июля 2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и в соответствии в требованиями постановления Правительства Республики Мордовия от 10 августа 2009 г. № 357 «Об утверждении утвержден Порядка организации разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг» продолжена работа по регламентации (внесению изменений) государственных услуг и функций исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия.

За 2015 год Министерством экономики Республики Мордовия проведена экспертиза 55 проектов административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг. Кроме того, проведена экспертиза 33 проектов правовых актов.

Экспертные заключения направлены на приведение административных регламентов и иных правовых актов в соответствие с требованиями Федерального закона от 27 июня 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», устранение препятствий для перехода на межведомственное и межуровневое взаимодействие при предоставлении государственных и муниципальных услуг, устранение дублирования полномочий органов власти, сокращение срока ожидания в очереди и т.д.

Подготовлено 21 проект правовых актов различных видов.

4. Совершенствование исполнения государственных функций, оптимизация разрешительной и контрольно-надзорной деятельности (внедрение системы раскрытия результатов проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей)

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» принято постановление Правительства Республики Мордовия от 28 ноября 2011 г. № 449 «Об определении исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора)» (с изменениями от 16 апреля 2012 г. № 137, от 1 октября 2012 г. № 356, от 14 января 2013 г. № 10, от 16 июня 2014 г. № 274, от 18 августа 2014 г. № 381).

Перечень включает 14 исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия, уполномоченных на осуществление 45 видов регионального государственного контроля (надзора).

Информация о результатах проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей своевременно размещается на официальных сайтах (страницах на официальном сайте органов государственной власти Республики Мордовия) исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора).

5. Мониторинг качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Мордовия, включая мониторинг достижения показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», в т. ч. на базе МФЦ

Приказом Министерства экономики Республики Мордовия от 15 августа 2014 г. № 119-п утверждена Методика мониторинга качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг, включая мониторинг достижения показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Методика).

Приказом Заместителя Председателя Правительства – Министра промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия от 19 января 2015 г. № 7 утвержден Тематический план научно-исследовательских работ ГКУ Республики Мордовия «НЦСЭМ» на 2015 год, включающий проведение мониторинга качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг, включая мониторинг достижения показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», в т. ч на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. В соответствии с Методикой мониторинга качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Мордовия (утв. приказом Минэкономики Республики Мордовия от 15 августа 2014 г. № 119-п) с 22 сентября по 6 октября 2015 г. проводился социологический опрос заявителей в 24 учреждениях, в том числе в МФЦ 9 муниципальных районах и г.о. Саранск, учреждениях соцзащиты 11 муниципальных районов и г.о. Саранск, 3 центров занятости. По итогам исследования в декабре 2015 года подготовлен аналитический доклад.